…Но научиться, в конце концов, не гадить там.
- Валентин, Севастьянович, по-моему, между вами – лесниками и нами – теми, кто просто любит лес, есть своего рода антагонизм: мы хотим, чтобы леса просто были, а вам надо их рубить.
- Если мы будем лишь наблюдать, как лес растет, его наверняка не станет. Если же помогать ему, сотрудничать с ним, лес становится источником возобновляемых ресурсов. Вот, например, запасы гранита, который в нашей области массово добывают, уже не восстановятся никогда. Никогда не восстановятся запасы нефти, газа, угля, которые люди сжигают в невероятных количествах. Но лес будет, если им распоряжаться по-хозяйски. Этот ресурс восстанавливается. Деревья – это ведь живые организмы, которые рождаются и умирают. Возраст биологической зрелости дуба – 110 лет, а сосны – 80. Если дерево перестоит свой срок, оно начинает болеть, потом загнивает, падает и становится источником болезней. Если, например, две сосны заболели корневой губкой, то через год больных деревьев будет 22, а через 2 года – 220. И на этом месте соснового леса уже не будет. Наша задача – не допустить распространения болезней, а в особых случаях заменить пораженный участок леса на другие породы, не чувствительные к этой инфекции. Помню, около 10-ти лет назад у нас был конфликт с жителями одного села Коростышевского района – мы лес рубили возле него. Потом высадили новый, причем не какие-нибудь саженцы, а высокопродуктивные сорта. Теперь в молодом лесу жители того села уже собирают грибы и ягоды. Мы не рубим больше того, что прирастает и восстанавливаем то, что вырубили!
- Вы предугадали мой следующий вопрос… Действительно, как сделать так, чтобы вырубка была равна приросту, а еще лучше, меньше его?
- Это целая наука и довольно сложная процедура. Лесоустроители рассчитывают лесосеку на много лет вперед. При этом вырубаться должно меньше, чем прирастает. Для того чтобы провести вырубку, необходимы согласования с экологической и лесозащитной инспекциями. Они дают свои заключения, решение принимается на уровне Кабинета министров, Государственного агентства лесных ресурсов, обладминистрации, затем областного управления лесного и охотничьего хозяйства, и лишь потом можно выписывать
лесорубный билет. Даже при такой процедуре различного рода активисты устраивают акции протеста! Но именно те, кто громче всех кричит «нельзя рубить», активно лоббируют сейчас принятие закона о приватизации лесов. И если это произойдет, тогда в лес по грибы-ягоды или просто подышать свежим воздухом уже никто войти не сможет.
- Кто должен решать: приватизировать леса или оставить в ведении государства?
- Украинский народ. Для примера, в Польше вопрос о форме собственности на леса вынесли на референдум. Поляки высказались за государственную собственность, так что леса Польши остаются общедоступными. И это, я считаю, абсолютно правильно, поскольку Бог дал леса всем, а не кучке избранных. Кроме того, планомерно и грамотно вести лесное хозяйство возможно только в государственном масштабе: вырастить лес – это очень долгий процесс. Деревьями, которые посадили мы, смогут воспользоваться разве что наши праправнуки. И качество нашей сегодняшней работы оценивать им. Мы же сейчас пользуемся плодами труда наших прапрадедов. И эта преемственность не должна прерываться.
- Какую оценку вам поставят праправнуки, как вы думаете?
- Если мы будем работать так, как работали до сих пор, то, думаю, положительную.
- Если же все-таки приватизация, какая судьба ожидает леса, ставшие частной собственностью?
- Они станут недоступными для основной массы людей. Прервется преемственность в нашей работе. Те же, кто сейчас кричит о защите лесов, заинтересованы, я думаю, прежде всего, в том, чтоб развалить существующую структуру лесопользования и в условиях анархии ловить рыбку в мутной воде.
«…Пожалуй, в большинстве своем приватизированные леса Украины ожидает судьба бывших госпредприятий, которые счастливые новые хозяева просто сдавали и продолжают сдавать в металлолом: приватизируют леса за гроши, вырубят подчистую, кругляк продадут, деньги сложат в мешок и свалят из страны в теплые края», - подумал автор этих строк.
- Как вы взаимодействуете с экономикой района?
- Мы – один из крупнейших налогоплательщиков в Коростышевском районе. Февральский наш платеж составит около 4,5 миллионов гривен. А только за ведение лесного хозяйства мы в текущем году заплатим свыше 12 миллионов гривен так называемой «попневой» (то есть, за каждый пень) платы. Мы обеспечиваем почти половину всех налоговых поступлений в бюджет района, а ведь у нас здесь сотни камнеобрабатывающих предприятий, которые платят лишь единый налог. Я считаю, что нужно уравнять в правах налогоплательщиков всех форм собственности, а не рассуждать о неэффективности госпредприятий.
- Какая живность водится в коростышевских лесах?
- Кабаны, косули, лоси… Все есть, охота нормальная. Волчьих выводков мы здесь не наблюдаем, разве что забегают. Рыси – тоже, но очень редко.
- Грибы-ягоды в достатке?
- Автотрасса Киев-Чоп вся в грибах-ягодах из коростышевских лесов!
После интервью корреспонденту газеты «Эхо» показали теплицу с тысячами сеянцев сосны. Высотой они – всего-то сантиметров 15-20, а через каких-то 40 лет станут стройными деревьями, высотой метров 15-20. Рядом с теплицей – рекреационная зона, беседки для отдыхающих.
- Сильно гадят под себя отдыхающие? – интересуюсь у главного лесничего Леонида Костюка.
- Гадят, - признал он. – Но, что интересно, с каждым годом все меньше. И все больше мусора уже попадает в специальные контейнеры, которые здесь установлены. Значит, все больше наших земляков начинают сознавать себя гражданами цивилизованного европейского государства. Хорошая тенденция.
Под занавес импровизированной экскурсии журналиста привели к вольеру, где живет семейка кабанов: хряк, свинья и несколько поросят. Когда смотритель вывалил на кормовую площадку ведро кукурузного зерна, животные, преодолев страх перед чужаком, приступили к обеду. Но поросята капризничали и постоянно оглядывались на гостя. В конце концов, не выдержали и подобрались поближе к диковинному дядьке, который щелкал странной черной штукой с блестящим глазом. Дети есть дети…
Горлопаны порядком утомили украинцев. Это видно, в частности, по итогам последних парламентских выборов. Но перед выборами в местные органы власти они обязательно активизируются. И тут очень даже стоит оставить свой интеллект включенным, не поддаваться гипнозу их воплей и видеть за деревьями лес.
Виктор Бакальчук
На фото: 1. 018. Директор госпредприятия «Коростышевское лесное хозяйство» Валентин Эйсмонт: «Деревьями, которые посадили мы, смогут воспользоваться разве что наши праправнуки. И качество нашей сегодняшней работы оценивать им»
2.019. Через каких-то 40 лет эти сеянцы станут стройными деревьями, высотой метров 15-20
3.033. В заповедных и дремучих коростышевских лесах…